Этим постом хочу открыть небольшую серию постов по материалам [доклада](http://www.smira.ru/2008/10/08/highload-plus-plus-2008/) на [HighLoad++-2008](http://highload.ru/). Впоследствии весь текст будет опубликован в виде одной большой PDF-ки. ## Введение Для начала, о названии серии постов: посты будут и о кэшировании в Web’е (в высоконагруженных Web-проектах), и о применении memcached для кэширования, и о других применениях memcached в Web-проектах. То есть все три составляющие названия в различных комбинациях будут освещены в этой серии постов. Кэширование сегодня является неотъемлемой частью любого Web-проекта, не обязательно высоконагруженного. Для каждого ресурса критичной для пользователя является такая характеристика, как время отклика сервера. Увеличение времени отклика сервера приводит к оттоку посетителей. Следовательно, необходимо минимизировать время отклика: для этого необходимо уменьшать время, требуемое на формирование ответа пользователю, а ответ пользователю требует получить данные из каких-то внешних ресурсов (backend). Этими ресурсами могут быть как базы данных, так и любые другие относительно медленные источники данных (например, удаленный файловый сервер, на котором мы уточняем количество свободного места). Для генерации одной страницы достаточно сложного ресурса нам может потребоваться совершить десятки подобных обращений. Многие из них будут быстрыми: 20 мс и меньше, однако всегда существует некоторое небольшое количество запросов, время вычисления которых может исчисляться секундами или минутами (даже в самой оптимизированной системе один могут быть, хотя их количество должно быть минимально). Если сложить всё то время, которое мы затратим на ожидание результатов запросов (если же мы будем выполнять запросы параллельно, то возьмем время вычисления самого долгого запроса), мы получим неудовлетворительное время отклика. Решением этой задачи является кэширование: мы помещаем результат вычислений в некоторое хранилище (например, memcached), которое обладает отличными характеристиками по времени доступа к информации. Теперь вместо обращений к медленным, сложным и тяжелым backend’ам нам достаточно выполнить запрос к быстрому кэшу. ## Memcached и кэширование ### Принцип локальности Кэш или подход кэширования мы встречаем повсюду в электронных устройствах, архитектуре программного обеспечения: кэш ЦП (первого и второго уровня), буферы жесткого диска, кэш операционной системы, буфер в автомагнитоле. Чем же определяется такой успех кэширования? Ответ лежит в принципе локальности: программе, устройству свойственно в определенный промежуток времени работать с некоторым подмножеством данных из общего набора. В случае оперативной памяти это означает, что если программа работает с данными, находящимися по адресу 100, то с большей степенью вероятности следующее обращение будет по адресу 101, 102 и т.п., а не по адресу 10000, например. То же самое с жестким диском: его буфер наполняется данными из областей, соседних по отношению к последним прочитанным секторам, если бы наши программы работали в один момент времени не с некоторым относительно небольшим набором файлов, а со всем содержимым жесткого диска, буферы были бы бессмысленны. Буфер автомагнитолы совершает упреждающее чтение с диска следующих минут музыки, потому что мы, скорее всего, будем слушать музыкальный файл последовательно, чем перескакивать по набору музыки и т.п. В случае web-проектов успех кэширования определяется тем, что на сайте есть всегда наиболее популярные страницы, некоторые данные используются на всех или почти на всех страницах, то есть существуют некоторые выборки, которые оказываются затребованы гораздо чаще других. Мы заменяем несколько обращений к backend’у на одно обращения для построения кэша, а затем все последующие обращения будет делать через быстро работающий кэш. Кэш всегда лучше, чем исходный источник данных: кэш ЦП на порядки быстрее оперативной памяти, однако мы не можем сделать оперативную память такой же быстрой, как кэш – это экономически неэффективно и технически сложно. Буфер жесткого диска удовлетворяет запросы за данными на порядки быстрее самого жесткого диска, однако буфер не обладает свойством запоминать данные при отключении питания – в этом смысле он хуже самого устройства. Аналогичная ситуация и с кэшированием в Web’е: кэш быстрее и эффективнее, чем backend, однако он обычно в случае перезапуска или падения сервера не может сохранить данные, а также не обладает логикой по вычислению каких-либо результатов: он умеет возвращать лишь то, что мы ранее в него положили. ### Memcached [Memcached](http://danga.com/memcached/) представляет собой огромную хэш-таблицу в оперативной памяти, доступную по сетевому протоколу. Он обеспечивает сервис по хранению значений, ассоциированных с ключами. Доступ к хэшу мы получаем через простой сетевой протокол, клиентом может выступать программа, написанная на произвольном языке программирования (существуют клиенты для C/C++, PHP, Perl, Java и т.п.) Самые простые операции – получить значение указанного ключа (get), установить значение ключа (set) и удалить ключ (del). Для реализации цепочки атомарных операций (при условии конкурентного доступа к memcached со стороны параллельных процессов) используются дополнительные операции: инкремент/декремент значения ключа (incr/decr), дописать данные к значению ключа в начало или в конец (append/prepend), атомарная связка получения/установки значения (gets/cas) и другие. Memcached был реализован Брэдом Фитцпатриком (Brad Fitzpatrick) в рамках работы над проектом ЖЖ (LiveJournal). Он использовался для разгрузки базы данных от запросов при отдаче контента страниц. Сегодня memcached нашел своё применение в ядре многих крупных проектов, например, Wikipedia, YouTube, Facebook и другие. ### Общая схема кэширования Общая схема кэширования В общем случае схема кэширования выглядит следующим образом: frontend’у (той части проекта, которая формирует ответ пользователю) требуется получить данные какой-то выборки. Frontend обращается к быстрому как гепард серверу memcached за кэшом выборки (get-запрос). Если соответствующий ключ будет обнаружен, работа на этом заканчивается. В противном случае следует обращение к тяжелому, неповоротливому, но мощному (как слон) backend’у, в роли которого чаще всего выступает база данных. Полученный результат сразу же записывается в memcached в качестве кэша (set-запрос). При этом обычно для ключа задается максимальное время жизни (срок годности), который соответствует моменту сброса кэша. Такая стандартная схема кэширования реализуется всегда. Вместо memcached в некоторых проектах могут использоваться локальные файлы, иные способы хранения (другая БД, кэш PHP-акселератора и т.п.) Однако, как будет показано далее, в высоконагруженном проекте данная схема может работать не самым эффективным образом. Тем не менее, в нашем дальнейшем рассказе мы будем опираться именно на эту схему. ### Архитектура memcached Каким же образом устроен memcached? Как ему удаётся работать настолько быстро, что даже десятки запросов к memcached, необходимых для обработки одной страницы сайта, не приводят к существенной задержке. При этом memcached крайне нетребователен к вычислительным ресурсам: на нагруженной инсталляции процессорное время, использованное им, редко превышает 10%. Во-первых, memcached спроектирован так, чтобы все его операции имели алгоритмическую сложность O(1), т.е. время выполнения любой операции не зависит от количества ключей, которые хранит memcached. Это означает, что некоторые операции (или возможности) будут отсутствовать в нём, если их реализация требует всего лишь линейного (O(n)) времени. Так, в memcached отсутствуют возможность объединения ключей «в папки», т.е. какой-либо группировки ключей, также мы не найдем групповых операций над ключами или их значениями. Основными оптимизированными операциями является выделение/освобождение блоков памяти под хранение ключей, определение политики самых неиспользуемых ключей (LRU) для очистки кэша при нехватке памяти. Поиск ключей происходит через хэширование, поэтому имеет сложность O(1). Используется асинхронный ввод-вывод, не используются нити, что обеспечивает дополнительный прирост производительности и меньшие требования к ресурсам. На самом деле memcached может использовать нити, но это необходимо лишь для использования всех доступных на сервере ядер или процессоров в случае слишком большой нагрузки – на каждое соединение нить не создается в любом случае. По сути, можно сказать, что время отклика сервера memcached определяется только сетевыми издержками и практически равно времени передачи пакета от frontend’а до сервера memcached (RTT). Такие характеристики позволяют использовать memcached в высоконагруженных web-проектов для решения различных задач, в том числе и для кэширования данных. Потеря ключей Memcached не является надежным хранилищем – возможна ситуация, когда ключ будет удален из кэша раньше окончания его срока жизни. Архитектура проекта должна быть готова к такой ситуации и должна гибко реагировать на потерю ключей. Можно выделить три основных причины потери ключей: 1. Ключ был удален раньше окончания его срока годности в силу нехватки памяти под хранение значений других ключей. Memcached использует политику LRU, поэтому такая потеря означает, что данный ключ редко использовался и память кэша освобождается для хранения более популярных ключей. 2. Ключ был удален, так как истекло его время жизни. Такая ситуация строго говоря не является потерей, так как мы сами ограничили время жизни ключа, но для клиентского по отношению к memcached кода такая потеря неотличима от других случаев – при обращении к memcached мы получаем ответ «такого ключа нет». 3. Самой неприятной ситуацией является крах процесса memcached или сервера, на котором он расположен. В этой ситуации мы теряем все ключи, которые хранились в кэше. Несколько сгладить последствия позволяет кластерная организация: множество серверов memcached, по которым «размазаны» ключи проекта: так последствия краха одного кэша будут менее заметны. Все описанные ситуации необходимо иметь в виду при разработке программного обеспечения, работающего с memcached. Можно разделить данные, которые мы храним в memcached, по степени критичности их потери. «Можно потерять». К этой категории относятся кэши выборок из базы данных. Потеря таких ключей не так страшна, потому что мы можем легко восстановить их значения, обратившись заново к backend’у. Однако частые потери кэшей приводят к излишним обращениям к БД. «Не хотелось бы потерять». Здесь можно упомянуть счетчики посетителей сайта, просмотров ресурсов и т.п. Хоть и восстановить эти значения иногда напрямую невозможно, но значения этих ключей имеют ограниченный по времени смысл: через несколько минут их значение уже неактуально, и будет рассчитано новое значение. «Совсем не должны терять». Memcached удобен для хранения сессий пользователей – все сессии равнодоступны со всех серверов, входящих в кластер frontend’ов. Так вот содержимое сессий не хотелось бы терять никогда – иначе пользователей на сайте будет «разлогинивать». Как попытаться избежать? Можно дублировать ключи сессий на нескольких серверах memcached из кластера, так вероятность потери снижается.